Катодная защита кузова автомобиля от коррозии. Все о ее эффективности

Катодная защита кузова автомобиля от коррозии. Все о ее эффективностиЖителю мегаполиса – владельцу авто – катодная защита кузова автомобиля от коррозии должна быть очень интересна, если он хочет подольше иметь в своем распоряжении нормальную машину, а не ржавое ведро с болтами. Особенно остро вопрос антикоррозийного спасения ставится зимой, когда к рядовым факторам на дорогах добавляются реагенты, предотвращающие гололед.

Конечно, они весомо снижают риск аварий. Однако к автомобильным кузовам реагенты довольно агрессивны, как бы ни уверяли нас в обратном их производители. Даже обработанные антикоррозийкой корпуса не защищены в достаточной степени. Малейшая царапина – ржа через нее проникнет и начнет свое черное дело.

Катодная защита кузова автомобиля от коррозии является активной. Это значит, что она функционирует постоянно, не требуя изредка какого-то обновления и восстановления.

Катодная защита кузова автомобиля от коррозии. Все о ее эффективности

Принцип действия катодной защиты

Примитивно говоря, автомобиль становится катодом электродной пары. В качестве плюса (анода) выступают металлические сооружения или любые другие поверхности, способные проводить ток. В частности – асфальт, если он мокрый. Проводником (очень слабым; но именно за счет слабости катодная защита становится абсолютно безопасной для окружающего мира) является воздух. Разность потенциалов весьма невелика, однако благодаря этому, окисление с кузова переключается на анод. Тот постепенно разрушается, а корпус остается целым.

Отдельно стоит обратить внимание, что при катодной защите используется именно разность потенциалов, а не электрический ток. Если возникает ток, то он слабый: к защите отношения не имеет, садит аккумулятор и вызван намоканием анодов. Так что сеть машины подключается к анодам через резистор, который должен ограничить ненужный ток, появившийся из-за ошибок в установке, разрушения анода и т.д.

В качестве плюса питания можно использовать разные варианты. Но стоит помнить, что чем больше его площадь, тем надежнее защищен ваш автомобиль.

Катодная защита кузова автомобиля от коррозии. Все о ее эффективности

Анод – гараж: Наиболее простой и эффективный плюс, если, конечно, гараж не капитальный, а металлический. Если же в нем и пол железный (или содержит металлические элементы), то защищаться будет и днище машины. Анод подключается или напрямую к плюсу аккумулятора, или в прикуриватель, если при не включенном зажигании в нем есть напряжение.


Анод – контур заземления: Здесь основной объект защите – не корпус, а днище, которое, как известно, страдает от коррозии куда сильнее кузова. Контур создается 4 железными стержнями хотя бы в метр длиной, вбитыми по углам парковочного места и соединенными проволокой в цепь. Подключается он, опять же, через резистор.

Анод – заземляющий хвост: Уберегает от ржавления движущееся авто. Вешается он с таким расчетом, чтобы на ходу на него попадало как можно больше воды, летящей из-под заднего колеса. Заодно хвост будет бороться со статикой – вроде того, как цепь, прицепленная сзади на бензовоз и волочащаяся по асфальту. При монтаже главное заизолировать хвост от постоянного тока и закоротить на корпус по переменному. Для этого используется RC-цепочка.

Катодная защита кузова автомобиля от коррозии. Все о ее эффективности

Анод – протекторы (защитные электроды)

Это специальные пластинки из металла, крепящиеся в местах, наиболее часто поражающихся ржой: на днище, на крыльях, на порогах. Защита получается локальной (не на весь корпус), зато действует и на стоянке, и в движении. Правда, поставить их придется хотя бы штук 15, но те, кто уже опробовал протекторы, говорят, работает очень действенно.

Учитывать при их монтаже надо следующие тонкости:
  • радиус действия одного анода – четверть метра;
  • ставить электрод можно только на участок с целым лакокрасочным покрытием – никаких царапин, сколов или рыжиков (см. статью "Как убрать рыжики с кузова");
  • по рекомендациям производителей крепить протекторы положено исключительно электропроводной эпоксидкой – или в виде клея, или в виде шпатлевки с ней в основе. Наверное, это не обязательно. Однако, выбирая другой фиксатор, поинтересуйтесь его электропроводностью;
  • снаружи электрод не должен быть ничем покрыт. Недопустимы ни клей, ни мастика, ни краска – они являются изоляторами электричества и сведут все старания анода к нулю.

Какой бы способ ни выбрали, что бы ни стало анодом в вашей схеме, катодная защита кузова автомобиля от коррозии надежно и надолго защитит вашего железного друга от близкого знакомства с ржавчиной.
E-Mail подписка