Как сделать притирку клапанов своими руками? Пошаговые автомобильные хитрости

Очень полезно будет знать, как сделать притирку клапанов своими руками, во время капитального ремонта мотора на автомобиле. Чаще всего народ доверяется в этом отношении мастерам, которые лечили машину, поскольку притирка на станке более точна, и геометрию до нужной доводит в десятой доли миллиметра. Но есть умельцы, перебирающие машину самостоятельно, и для них такая информация крайне необходима. Да и в случае, когда ремонтировали машину на СТО, но если вы умеете делать это сами, кое-какую денежку можно сэкономить – ничего особо сложного процесс собою не представляет.

Обойтись без этого шага нельзя: без почти ювелирной состыковки седла и клапана в движке не будет компрессии. То есть он элементарно не заведется, а если и удастся добиться запуска, то выпускной клапан прогорит в ближайшее же время, чему поспособствуют прорвавшиеся сквозь оставшиеся щели газы.

Как сделать притирку клапанов своими руками, определяется тем, насколько вы готовы потратиться и сколько собственных сил приложить. Можно несколько механизировать труд – но качество на выходе будет ниже, можно вложить определенную сумму и много физических усилий – и тогда степень притирки будет максимально возможной в домашних условиях.

 

Что нужно для притирки?

  • В первую очередь понадобится притирочная паста. Она исполнит роль мелкой шкурки, снимающей неровности. Как и наждачная бумага, она отличается по зернистости: бывает грубой и для окончательной доводки. Если задиры невелики, можно обойтись только последней;
  • Так называемые шарошки нужны для реставрации клапанов. Они представляют собой специальные насадки, выполненные по форме клапанного гнезда. Понадобятся в том случае, если на седлах есть прогар. В наборе их 3 штуки для обточки под 30, 45 и 60 градусов.

Что касается инструмента для проведения работ, здесь возможны 2 варианта.
  • Дрель, резиновый шланг и хомуты. На инструмент надевается и крепится хомутами трубка, другой ее конец надевается на клапан, смазанный пастой, и фиксируется таким же образом. Дрель включается на минимум (не больше 500 об/мин., иначе перегреются пояски клапанов), и ею имитируются движения вперед/назад. Метод широко используется автолюбителями, но имеет не слишком высокую точность и эффективность;
  • Специальное приспособление, продаваемое в любом автомагазине. Стоит сущие копейки, однако действовать придется вручную, причем долго и настойчиво;
  • Рассматривать в качестве инструмента отвертку не будем. Орудовать ею, конечно, можно, но времени отнимет массу, к тому же будет постоянно соскальзывать. Лучше уж тогда дрель.

 

Процесс притирки

  • Так называемая башка, то есть головка блока цилиндров, ставится на ровную твердую поверхность;
  • Каждый клапан демонтируется съемником, осматривается и обрабатывается от нагара металлической щеткой. Действовать надо без избыточного энтузиазма, чтоб не добавить царапин к уже имеющимся;
  • Если они повреждены довольно серьезно (на конической поверхности появились своего рода ступеньки, а фаска-конус скруглена), то фаска протачивается токарным станком, а седло обрабатывается шарошкой. Первой идет в ход та, что имеет угол в 45 градусов, за ней верхний поясок срезается шарошкой на 15, и напоследок форма подгоняется шарошкой на 75. После завершения правки проверяется концентричность результата: биение не должно превышать 0,03 мм;
  • Когда геометрия признана вами идеальной, начинается притирка. Чтобы легче было впоследствии оценить ее результаты, по рабочей окружности клапана наносятся карандашом черточки – все они к концу манипуляций должны исчезнуть;
  • На фаску наносится абразивная паста;
  • На клапан надевается шланг с хомутом или купленная присадка;
  • Далее вращается то в одну сторону на 120 градусов, то в другую на 90-100, с небольшим нажатием.


Проворачивание ведется до тех пор, пока не сгладятся все изъяны. Помимо исчезновения нанесенных карандашных полосок, косвенным доказательством успешного окончания работ будет появление матово-серой дорожки по клапану. Когда вы удостоверитесь, что притирка достаточна, седло и клапан следует протереть от пасты: абразив, входящий в ее состав и оставленный на деталях, при работе ГБЦ будет продолжать свое дело, только теперь уже царапая сами клапана. Несмотря на кажущуюся простоту работ, они потребуют внимательности, терпения и твердой руки.

В основной массе хозяева машин все же предпочитают предоставить их проведение мастерам автосервиса, так как сделать притирку клапанов своими руками идеально практически невозможно. Через 10-20 тыс. км может она понадобиться снова. А если сделана с нарушением технологии, то и во время этого пробега движок будет работать неустойчиво.