Можно ли ездить зимой на летней резине? Не стоит, читай почему.

Казалось бы, кем только не рассматривался вопрос, можно ли ездить зимой на летней резине – а он по-прежнему остается актуальным. Его не устают задавать новички, к нему периодически возвращаются даже опытные водители. Особенно те, кто успел накатать увесистый километраж еще при СССР, когда никакой «зимы» в помине не было, даже термин «зимние покрышки» в водительском лексиконе практически отсутствовал.

И ездили, и бились не чаще, чем на шипованной или липучках. Однако таким старожилам можно предложить попробовать, к примеру, пользоваться керосинками вместо электричества и счетами вместо калькулятора. Тоже светло, тоже считают – но согласится ли современный человек на подобные замены?

С определенным риском и напряжением внимания, мышц и нервов, с проблемами и вспоминанием богатств русского языка передвигаться по зиме можно и на летних, и на лысых покрышках, а в определенных случаях – и на ободе. Но кого это порадует?

Можно ли ездить зимой на летней резине, никогда не станет спрашивать человек, уяснивший, в чем отличия сезонных скатов.

 

Продуманная разница


Автопромышленность не зря ввела разделение на зимние и летние скаты. И дело не в стремлении нажиться (хотя и оно присутствует), а в том, что сезоны в наших краях кардинально отличаются по погодным условиям. Следовательно, резина должна им соответствовать.

В первую очередь, «зима» имеет в корне отличающийся от «лета» рисунок. На первой он представлен в основном поперечными канавками, повышающими сцепляемость с полотном, во втором – продольными, чья задача – быстрее избавить колеса от воды и возможной грязи.

Глубина канавок тоже различна. На зимней резине они в 2 раза глубже, поскольку этот шаг тоже улучшает зацеп колес за асфальт или то, что его в текущий момент заменяет.

Резина на «лете» значительно жестче, чем на «зиме» - она должна противостоять высоким температурам, соответствующим сезону. В холода летние покрышки становятся и вовсе дубовыми: такое ощущение, что машина едет не на колесах, а на коньках.

Все в совокупности говорит о том, что при суровых зимах кататься на летней резине – значит быть не только камикадзе, но и потенциальным убийцей. Некоторых расслабляют современные электронные помощники. Но, поверьте, ни ABS, ни ESP не спасут на гололеде от выноса с траектории и не смогут уменьшить тормозной путь.

 

Несколько слов о популярных вариациях


В стремлении сэкономить не слишком грамотные, начинающие или бесшабашные водители порой идут на определенные ухищрения.

Использование всесезонной резины. Основной аргумент в ее пользу: с такими шинами авто продается в салоне, в том числе и зимой, так что ездить на ней можно круглый год. Однако всесезонными скаты являются только для теплых стран вроде Италии, где выпавший снег воспринимается как праздник, а температура редко опускается даже до -5°C. В суровых российских условиях всесезонка мало чем отличается от летних покрышек. И первый же гололед или укатанный снег с убедительностью это доказывают.

Распаровка колес. То есть спереди ставятся шипы или липучка, а сзади оставляется «лето». Логика проста: ведущие колеса сохраняют управляемость и выгребают по зимним условиям без труда, а задача задних – просто быть на месте. Однако мало кто задумывается о динамике движения. Предположим, вы входите в поворот на скользком участке. Повернуть вы сумели, но попавшие на лед задние скаты сохраняют инерцию, поскольку сцепление с полотном у них практически отсутствует.

Зад вашего авто начинает пытаться обогнать передок, двигаясь по замысловатой, но однозначно круговой траектории. А не травматичный выход из заноса по силам не каждому, для этого нужно иметь и опыт, и достаточно хладнокровия (которое стремительно убывает под визг пассажиров).

 

Экстремальные ситуации


Бывают неудачи: загрузил в багажник шины, чтобы назавтра ехать переобуваться, а с утра – мороз. Добираться до шиномонтажа нужно, причем еще на летней резине. Действуем тихо и аккуратно:

  • Скорость – минимальная. Если достают бибиканьем – включите аварийку, но больше 40 км/ч не выжимайте;
  • Дистанцию до переднего держим вдвое большую, чем обычно;
  • Все телодвижения выдерживаем плавными и медленными, от выжимания педалей, поворотов руля;
  • Держим средние или чуть более высокие обороты;
  • Коробку-автомат переводим в ручной режим – иначе она будет стараться снизить обороты;
  • Тормозим в основном движком с мягким сбросом газа.

Напоследок хочется заметить, что вопрос, можно ли ездить зимой на летней резине, получил однозначно трактуемый ответ со стороны законодательства. Если кто не в курсе: уже с января текущего года подлежат штрафу хозяева авто, у которых не то, что летняя, а даже зимняя, но лысая резина. Так что, думается, вопрос снят с повестки дня окончательно и бесповоротно.