Почему двигатель не прогревается до рабочей температуры? Популярные причины и способы диагностики

Почему двигатель не прогревается до рабочей температуры? Популярные причины и способы диагностикиБез преувеличения можно сказать, что многих, особенно начинающих водителей интересует вопрос, почему двигатель не нагревается до рабочей температуры. Многие по неопытности не обращают на это внимание, особенно в тёплое время года. Зимой это становится заметным по низкой температуре в салоне автомобиля. Кроме дискомфорта в машине, это приносит ещё много проблем владельцам. Ускоряется износ мотора, увеличивается расход топлива.

Почему двигатель не прогревается до рабочей температуры, постараемся раскрыть в этой статье. Сразу хочется разделить такую проблему на два фактора:
  • Мотор не прогревается;
  • Стрелка указателя температуры показывает низкий градус нагрева охлаждающей жидкости.

Для каждого случая имеются свои признаки и проблемы, о которых поговорим ниже.

Почему двигатель не прогревается до рабочей температуры? Популярные причины и способы диагностики

О принципе работы системы охлаждения

После проведения большого количества испытаний ДВС и их опытной эксплуатации, стало ясно, что наиболее эффективное их использование возможно только в том случае, когда рабочая температура моторов близка к порогу 95–97°C. Для её обеспечения создаются определённые условия. Чтобы охлаждающая жидкость не стояла на месте, а отбирала тепло от горячих деталей силового агрегата, её нужно прогонять по каналам блока цилиндров. Для этого предназначен водяной насос, или по народному «помпа».

Для охлаждения горячей ОЖ установлен радиатор, обычно в передней части моторного отсека. Это сделано специально для обдува радиатора потоком встречного воздуха. При работе мотора в экстремальных условиях дополнительно включается вентилятор. На автомобилях ранних выпусков он приводился во вращение через ременную передачу от коленчатого вала. В современных транспортных средствах для его привода применяют электромотор, который включается датчиком.

Чтобы ускорить прогрев мотора до рабочего режима, в систему охлаждения встроен термостат. Основной его задачей является перенаправление потока охлаждающей жидкости по малому или большому кругу. В первоначальный период работы мотора, когда он ещё холодный, жидкость движется по малому кругу, а по достижении рабочей температуры, она двигается по большому кругу через радиатор.

Для контроля над рабочим режимом работающего двигателя внутреннего сгорания предусмотрен температурный датчик, который устанавливается в системе охлаждения мотора. Сигнал с него поступает на указатель, вмонтированный в панель приборов. На некоторых моделях имеется дополнительная сигнализация в виде звукового сигнала или мигающей лампочки при перегреве охлаждающей жидкости.

Детальней все описано в статье "Как работает система охлаждения двигателя"

Почему двигатель не прогревается до рабочей температуры? Популярные причины и способы диагностики

Почему двигатель холодный?

В большинстве случаев виновником такой проблемы становиться термостат. В нём имеется подвижный клапан, с помощью которого и происходит перенаправление потока охлаждающей жидкости. В том случае, когда клапан «зависает» в открытом положении, жидкость движется по большому кругу не успевая прогреться до нужного состояния. Убедиться в этом можно, если проверить температуру подводящих патрубков к радиатору. Если она примерно одинакова, то - это верный признак заклинившего термостата.

Известны случаи из практики ремонтников, когда при покупке подержанного автомобиля, обнаруживалось, что установлен термостат «пустышка». В таком приборе пробивают клапан, и жидкость постоянно двигается по большому кругу. В таком случае выход только один, это менять термостат новым.

Следующим препятствием для нагрева охлаждающей жидкости может быть наличие воздуха в системе. Верным признаком такой проблемы могут быть протечки тосола. В таком случае нужно протянуть все хомуты соединительных патрубков и удалить воздух из системы. Важно! Не забудьте долить тосол до нужного уровня в расширительном бачке.

Почему двигатель не прогревается до рабочей температуры? Популярные причины и способы диагностики

Иногда на прогретом двигателе указатель показывает низкую температуру. Для автомобилей ранних выпусков это не страшно. Автомобили современные остро реагируют на такую проблему. Блок управления двигателя, получая недостоверные показания от датчика в системе охлаждения, неправильно реагирует на его показания. Контроллер даёт сигнал на подачу переобогащённой топливной смеси. Это вызывает перерасход топлива и неравномерную работу мотора.

Такую проблему можно исправить самостоятельно. Она находится в области электрооборудования автомобиля. Нужно брать в руки измерительный прибор, лучше, если это будет мультиметр, и шаг за шагом проверять цепь питания температурного датчика. Он представляет собой терморезистор, который под воздействием горячей ОЖ изменяет своё сопротивление. Проверить его работоспособность можно мультиметром в режиме измерения сопротивления. От датчика отсоединяют разъём с проводом, а вместо него вставляют клемму прибора. Вторая клемма должна быть подсоединена к массе автомобиля.

Прибор должен показать какое-то сопротивление. В идеале такую операцию нужно проделать для разных температурных режимов двигателя, чтобы сравнить показания прибора. Они должны быть разные. Вот примерно все возможные проблемы с нагревом силового агрегата.Надеемся, что этот рассказ поможет узнать, почему двигатель не прогревается до рабочей температуры. Если такая проблема случилась, не откладывайте её решение на завтра. Промедление только усугубит проблемы для «холодного» мотора.
E-Mail подписка