Что такое фрикционы АКПП? Рассматриваем детально этот вопрос

Что такое фрикционы АКПП? Рассматриваем детально этот вопросЧасто люди интересуются, что такое фрикционы АКПП. Связан этот интерес с частым упоминанием этого элемента конструкции в сводках поломок автоматических коробок. Вот люди и начинают узнавать, какую функцию выполняют эти детали. А так, как немногие водители знают строение коробки-автомат, то любое упоминание о деталях начинает вызывать суеверный ужас.

На самом деле, ничего особенного в таком типе трансмиссии нет. Все части действуют в строгом соответствии с законами физики. Никаких особых процессов здесь не происходит. Сложность ремонта объясняется большим количеством разнообразных деталей, входящих в состав такой коробки передач.

Что такое фрикционы АКПП? Это подвижные и неподвижные кольца из металла. Их устанавливают на планетарные редукторы. По сути, это аналог сцепления. При выключенной передаче эти кольца вращаются относительно друг друга полностью свободно в специальной смазке. При включении передачи, толкатель с гидравлическим приводом поджимает диски. Они заставляют крутиться редуктор. Так происходит передача усилия с мотора на привод. В процессе одной поездки производится огромное количество оборотов дисков. С этим связано большое количество выходов из строя именно этого элемента.

Диски фрикционные бывают 2 типов:
  • Односторонние, являются ранним типом дисков. Сейчас они встречаются только на бюджетных моделях;
  • Двухсторонние, более современные они имеют накладки со всех сторон.

Накладки на современных фрикционных кольцах способны впитывать смазку, и отводить, таким образом, тепло от металлической части детали. Наиболее популярны сейчас графитовые накладки. Они износостойки и прекрасно отводят тепло, продлевая общий срок службы диска.

Что такое фрикционы АКПП? Рассматриваем детально этот вопрос

Причины износа фрикционов

Как уже упоминалось, диски выходят из строя довольно часто. Происходит это во многом из-за особенности работы этого механизма. При переключении передач диски проскальзывают относительно друг друга, при этом возникает трение. Это основная причина быстрого износа этих деталей.

Недостаток масла в коробке отрицательно сказывается на фрикционных накладках. При этом, поршень толкателя недостаточно сильно прижимает диски к редуктору. Что вызывает проскальзывание, и соответственно увеличивает трение. В процессе происходит повышенный нагрев, который ускоряет разрушение накладки.

При неисправности системы охлаждения происходит перегрев фрикционов, что отрицательно на них сказывается. При попадании в трансмиссионное масло антифриза накладки могут быстро разрушаться.

Статья по теме "Как правильно проверить уровень масла в АКПП".

Что такое фрикционы АКПП? Рассматриваем детально этот вопрос

Признаки неисправности

Как и любой механизм, фрикционные диски имеют вполне определенные признаки неисправности. По ним можно определить, что вышло из строя. И приступить к устранению поломки:
  • Проверяется масло. Если оно темное и имеет неприятный запах. Это говорит о подгоревших фрикционах. Также следует смотреть на уровень смазки, он не должен находиться ниже минимального уровня. При недостатке следует добавить трансмиссионное масло, рекомендованное производителем вашего автомобиля. Производится проверка уровня с помощью специального щупа, при его отсутствии делается это через заливочную пробку;
  • Если вы включили на селекторе режим N, а машина продолжает движение, это говорит о приваривании фрикционов. Необходимо срочно их заменять;
  • При некоторых проблемах с фрикционами, становится затруднено переключение передач, вплоть до полной невозможности переключения. В таком состоянии, отказывает задний ход, а машина движется в аварийном режиме на одной передаче;
  • Передачи переключаются с ударами и толчками (см. статью "Что делать, если коробка автомат пинается и дергается при переключении");
  • Появляется металлический шум на холостом ходу. Происходит это при износе дисков, при этом они смещаются, вне зависимости от положения толкателя, также от соприкосновения дисков между собой появляется неприятный шум;
  • Машина едет только на холодную, когда вязкость масла немного выше. При нагреве оно разжижается, и поршень толкателя оказывается не в состоянии полноценно прижать диски. Это происходит при одновременном износе фрикционов и толкателя.

Что такое фрикционы АКПП? Рассматриваем детально этот вопрос

Желательно провести компьютерную диагностику. На большей части современных автомобилей имеется возможность провести такую проверку, обращаясь непосредственно к блоку управления АКПП.

Заключение. Автоматические коробки довольно требовательны в уходе. Следует своевременно производить все работы по уходу. Для этого, следует знать все особенности этого узла. Среди прочего важно знать, что такое фрикционы АКПП. Тем более, что они являются довольно слабыми, и быстро выходят из строя, даже при правильной эксплуатации. Знание особенностей их строения помогает максимально эффективно эксплуатировать КПП, избегая повышенных нагрузок, и таким образом продлить их срок службы.
E-Mail подписка