Что такое фрикционы АКПП? Рассматриваем детально этот вопрос

Часто люди интересуются, что такое фрикционы АКПП. Связан этот интерес с частым упоминанием этого элемента конструкции в сводках поломок автоматических коробок. Вот люди и начинают узнавать, какую функцию выполняют эти детали. А так, как немногие водители знают строение коробки-автомат, то любое упоминание о деталях начинает вызывать суеверный ужас.

На самом деле, ничего особенного в таком типе трансмиссии нет. Все части действуют в строгом соответствии с законами физики. Никаких особых процессов здесь не происходит. Сложность ремонта объясняется большим количеством разнообразных деталей, входящих в состав такой коробки передач.

Что такое фрикционы АКПП? Это подвижные и неподвижные кольца из металла. Их устанавливают на планетарные редукторы. По сути, это аналог сцепления. При выключенной передаче эти кольца вращаются относительно друг друга полностью свободно в специальной смазке. При включении передачи, толкатель с гидравлическим приводом поджимает диски. Они заставляют крутиться редуктор. Так происходит передача усилия с мотора на привод. В процессе одной поездки производится огромное количество оборотов дисков. С этим связано большое количество выходов из строя именно этого элемента.

Диски фрикционные бывают 2 типов:

  • Односторонние, являются ранним типом дисков. Сейчас они встречаются только на бюджетных моделях;
  • Двухсторонние, более современные они имеют накладки со всех сторон.

Накладки на современных фрикционных кольцах способны впитывать смазку, и отводить, таким образом, тепло от металлической части детали. Наиболее популярны сейчас графитовые накладки. Они износостойки и прекрасно отводят тепло, продлевая общий срок службы диска.

 

Причины износа фрикционов


Как уже упоминалось, диски выходят из строя довольно часто. Происходит это во многом из-за особенности работы этого механизма. При переключении передач диски проскальзывают относительно друг друга, при этом возникает трение. Это основная причина быстрого износа этих деталей.

Недостаток масла в коробке отрицательно сказывается на фрикционных накладках. При этом, поршень толкателя недостаточно сильно прижимает диски к редуктору. Что вызывает проскальзывание, и соответственно увеличивает трение. В процессе происходит повышенный нагрев, который ускоряет разрушение накладки.

При неисправности системы охлаждения происходит перегрев фрикционов, что отрицательно на них сказывается. При попадании в трансмиссионное масло антифриза накладки могут быстро разрушаться.

Статья по теме "Как правильно проверить уровень масла в АКПП".

 

Признаки неисправности


Как и любой механизм, фрикционные диски имеют вполне определенные признаки неисправности. По ним можно определить, что вышло из строя. И приступить к устранению поломки:

  • Проверяется масло. Если оно темное и имеет неприятный запах. Это говорит о подгоревших фрикционах. Также следует смотреть на уровень смазки, он не должен находиться ниже минимального уровня. При недостатке следует добавить трансмиссионное масло, рекомендованное производителем вашего автомобиля. Производится проверка уровня с помощью специального щупа, при его отсутствии делается это через заливочную пробку;
  • Если вы включили на селекторе режим N, а машина продолжает движение, это говорит о приваривании фрикционов. Необходимо срочно их заменять;
  • При некоторых проблемах с фрикционами, становится затруднено переключение передач, вплоть до полной невозможности переключения. В таком состоянии, отказывает задний ход, а машина движется в аварийном режиме на одной передаче;
  • Передачи переключаются с ударами и толчками (см. статью "Что делать, если коробка автомат пинается и дергается при переключении");
  • Появляется металлический шум на холостом ходу. Происходит это при износе дисков, при этом они смещаются, вне зависимости от положения толкателя, также от соприкосновения дисков между собой появляется неприятный шум;
  • Машина едет только на холодную, когда вязкость масла немного выше. При нагреве оно разжижается, и поршень толкателя оказывается не в состоянии полноценно прижать диски. Это происходит при одновременном износе фрикционов и толкателя.


Желательно провести компьютерную диагностику. На большей части современных автомобилей имеется возможность провести такую проверку, обращаясь непосредственно к блоку управления АКПП.

Заключение. Автоматические коробки довольно требовательны в уходе. Следует своевременно производить все работы по уходу. Для этого, следует знать все особенности этого узла. Среди прочего важно знать, что такое фрикционы АКПП. Тем более, что они являются довольно слабыми, и быстро выходят из строя, даже при правильной эксплуатации. Знание особенностей их строения помогает максимально эффективно эксплуатировать КПП, избегая повышенных нагрузок, и таким образом продлить их срок службы.