Перегрев АКПП симптомы, причины и последствия. Запомни и действуй

 Автомат безусловно облегчает вождение, даря полноценный комфорт и удовольствие от управления машины, но вместе с этим он несет в себе ряд конструктивных особенностей, частенько выливающихся в более крупные траты и проблемы, по сравнению с классической, механической коробкой. Если на эти самые проблемы (или на ранних стадиях - симптомы), забить, АКПП вполне себе может полностью выйти из строя, и тут открывается только 2 варианта - контрактный вариант или болезненный переход на механику. Перегрев коробки как и переход в аварийный режим, как раз таки самая распространенная болезнь.

Поскольку этот агрегат содержит в себе много движущихся элементов, то не мудрено согласно физики, что трение выделяет тепло. Трансмиссионное масло для автоматов (ATF) тут принимает роль еще охлаждающей жидкости, не забывая про свои смазывающие свойства, но если тепла слишком много, то рабочая температура повышается и детали начинают в прямом смысле уничтожать друг друга. Тут прямая аналогия с перегревом двигателя. Смысл ровно такой же.

Интересный момент: если кататься только в городе не сильно наваливая, перегрев можно и не заметить. Это не шутка.

 

Последствия


Первыми от повышенной температуры АКПП принимают удар - соленоиды и фрикционы. Даже 15 минут работы в таком режиме хватит, чтобы резко сократить ресурс автомата или намекнуть на необходимость капитального ремонта.

В наш век компьютеров, датчик сообщит, что беда подкралась незаметно. Что делать с этой информацией решать водителю, тут всего 2 выхода:
1. Самый дешевый, рациональный и оптимальный - вызвать эвакуатор и с его помощью добираться до СТО.
2. Дать машине остыть минут 10, поехать до следующего показания датчика, и повторять процедуру пока авто не окажется в нужном месте.

Есть еще и третий вариант, забить и ехать дальше, только в пути будете слышать как сгорают ваши деньги и время.

В любом случае, нужно дать остыть коробке автомат, особенно если это случилось летом.

Если речь идет о классических четырех ступенчатых автоматах, то их рабочая температура находится в диапазоне 65-95°C. Все что выше, начинает съедать ресурс.

Самое лучшее ATF масло работает на максимальной отметке 130°C (но кто льет самое лучшее? Считайте по стандартной - 110°C). После этого (или близко), оно не только теряет свои свойства, но и начинает давать осадок, который уже забивает всю систему.

Фрикционы на старых автоматах сделаны из нормального металла и при повышении температуры сломаются далеко не сразу, а вот у АКПП посвежее, они же сделаны из прессованного картона, а он очень не любит высокие температуры. Так что почитайте про свой автомат в интернете, из чего там внутри все сделано.

Соленоиды на свежих машинах, делаются из пластика. А что он делает при нагреве? Правильно

 

Причины


Самое банальное - низкий уровень масла (см. статью “Как проверить уровень масла в АКПП), из за него в системе создается недостаточное давление, либо проблема может крыться рядом - масляный насос коробки скоро выйдет из строя, т.е. уже с работой он не справляется.

Что действительно в 90% случаев может быть - масло давно не менялось и свои свойства давно потеряла. Привет всем экономщикам, которые не следят за машинами и не хотят вкладывать деньги в самое простое обслуживание.

В идеале, интервал замены - это отметка в 150.000 км (максимум в 200.000 км.). Если машина была куплены с рук недавно, лучше перестраховаться и поменять его. Вообще правила хорошего тона, менять все жидкости сразу после покупки - это лишняя гарантия, что у вас с ней будет все впорядке. А продавец может наговорить чего угодно.

Недавно кого-то буксировали? Вот вам и перегрев от нагрузки. Дайте машине остыть, промойте радиатор, если датчик снова загорится, считайте сами виноваты. На автомате никого буксировать нельзя (если только это не полноценный внедорожник, но и там имеются свои ограничения).

Пробуксовка. Застряли? В песке, в снегу, в грязи - нет никакой разницы. От пробусовки идет максимальный нагрев. Хорошо, если ваш автомат умеет уходить в аварийный режим, считайте, что инженеры спасли вас от глупости. А вот если такой функции нет, или же она сломала - сами виноваты. АКПП вещь очень капризная и такого отношения к себе не прощает.

Другой наименее вероятный вариант - засорился радиатор АКПП, в таком случае, теплу просто не куда выводиться. Тут 2 варианта - либо хорошо промыть, либо под замену.

Как правило он находится рядом с радиатором двигателя. Падающие листья, пыль, пух, жуки и прочее забивают соты. Не понимаем почему, но при мойке машины, мало кто решается мыть двигатель, максимум ополаскивая основной радиатор через решетку. Промывать все это нужно как минимум 2 раза в год, а то и чаще, и тут нет никакой параллели с годом выпуска машины.


 

Симптомы

  • Запах горелого масла в салоне или около машины;
  • Пинки при переключении передачи;
  • Само переключение происходит только на повышенных оборотах;
  • Горит датчик перегрева на панели;
  • Либо все сразу.

 

Что делать?


Если на СТО нет денег, но есть руки и мозги, то начинать нужно с системы охлаждения. Суть проста - нужно промыть гидроблок и радиатор охлаждения. Каких-то особых навыков тут не требуется, а вот в зависимости от машины, придется прикупить кое какой инструмент.

Следующим шагом - замена масла. Пусть даже вы меняли его 10.000 км. назад. Кто даст гарантию, что это не подделка? Стоит это не так дорого, а если делаете все сами, считайте в любом случае это будет дешевле услуг мастера на автосервисе, хватит экономить на всем.

Сделали все и не помогло? Тогда либо коробка уже пришла в негодность, либо беда кроется уже глубоко в техническом плане. Остается одна дорога - на СТО. Либо вам ее оживят нормально (если критического ничего не случилось), либо подарят ей еще пару тысяч километров пробега, чтобы успели продать машину, либо дадут контакты, где лучше всего будет заказать контрактную, ну или как писали в самом начале, предложат поставить механику.


 

Заключение


Если вы нормально обслуживали АКПП, не давали тапок в пол и такое случилось - считайте, что все. Даже агрегаты старой школы имеют свой запас прочности.

А если только купили (ну или недавно) и забили на обслуживание, то получите и распишитесь, тут винить не кого. Можно конечно сказать пару ласковых о предыдущем владельце, но объективно - вы то такой же.

Машины нужно любить и вовремя обслуживать, тогда срок жизни каждого агрегата будет максимальным, а удовольствие от вождения - высоким.