Что такое VANOS на BMW? Принцип работы + разбор плюсов и минусов

 Любой уважающий себя владелец BMW, задумывается о установке Ваноса, но к сожалению, большинство слабо понимает в деталях, что это такое, есть ли смысл и что получится в итоге. Наша редакция пришла к мнению, что этот вопрос нужно освятить во всех деталях. Так что, готовьтесь к техническому погружению, разбора этого вопроса.

 

 

 

Что это такое?


VANOS - это устройство, которое устанавливается в газораспределительную систему. Оно помогает управлять фазами, для повышения эффективности двигателя. Сама система бывает двух типов: Single (установка только на клапана с одним поршнем) и Double (на клапана с двумя поршнями).

Устанавливается в приводные шестерни распредвалов, влияя на открытие клапанов. Давление же в системе регулируется электро-магнитным клапанов, завязанное полностью с блоком управления двигателем.

История: Система была разработана в 90-х годах, изначально устанавливалась на BMW 5 серии, постепенно совершенствуясь. В данный момент на машины этого производителя устанавливается 4 модификаций системы.

* Подобная технология, есть у каждого крупного производителя, смысл работы тот же, меняется только название (CVVT, VVT, DVVT, VVC, MIVEC, CVTCS, VVT-i, VVTL-i).

Интересный факт: Слово ВАНОС, никак не склоняется. Произносится всегда именно так.

 

 

Плюсы

  • Снижение расхода топлива в городском режиме. Однако это не влияет, если хорошенько наваливать и валить боком;
  • Снижается токсичность выхлопных газов;
  • Холостые обороты прекращают плавать, особенно это заметно на прогреве или работе двигателя в низких температурах (например в северных регионах или холодных зим);
  • Плавный прирост мощности при наборе оборотов - нет резких скачков, разгон машины становится более предсказуем;
  • Время прогрева двигателя снижается;
  • Повышение крутящего момента на высоких оборотах.

 
Принцип работы


Устанавливаемые масляные поршни, управляются ЭБУ, изменяя положение по своим сторонам, задавая нужное время открытия клапанов, позволяя более точно и лучше делать топливо-воздушную смесь.

Первая версия системы (SINGLE), могла регулировать только положение распределенного вала, впуск же менялся скачками, что было не совсем технически верно.

Вторая версия (Double), регулирует уже впуск и выпуск, что позволило плавно открывать клапана, более лучше обогащая топливную смесь. Здесь можно провести аналог с системой EGR. Принцип тот же самый.


На примере

  • После запуска мотора, система переходит в специальный режим работы для прогрева, чтобы уменьшить время прогрева двигателя и катализатора;
  • После прогрева до рабочей температуры, клапаны начинают открываться с задержкой, именно эта фишка позволяет повысить мощность мотора;
  • С ростом оборотов, время открытия клапанов сокращается, в итоге путем дожигания выхлопных газов, повышается крутящий момент, двигатель раскрывается на 100% своих возможностей.

 

 

Минусы

  • Снижается ресурс двигателя;
  • Разрушаются уплотнительные кольца. Из-за повышенной температуры и условий работы изначально не заложенных в конструкцию элементов двигателя;
  • Износ поршней. Сплав металла, из которого они сделаны, не рассчитан на такое;
  • В звуке двигателя появляется металлический шум, от которого не избавиться;
  • Сколы и задиры в поршнях. В будущем это приведет к провалам работы на холостом году, изменения звука работающего мотора и проседанию крутящего момента (считайте то финальной стадией, особенно на старых моторах без капиталок).

 

 

Стоит ли его ставить?


Если вы купили подержанную БМВ и хотите валить боком, как все пацаны на районе, спешим вас расстроить - это не ваш вариант. Во-первых, на старом движке, полностью потенциал Ваноса, никак не раскроете, а во-вторых убьете мотор, который и так скорее всего доживает свое время.

В итоге просто потратите деньги и время, и не при продаже не отобьете даже части вложенных денег.

Смысл в установке есть, только, когда уверены в ресурсе двигателя. Например лично сделали ему капитальный ремонт (или уверены, что предыдущий владелец сделал), или вариант при замене движка на контрактный.

 

 

Про обслуживание

 

Масло придется менять чаще. В идеале раз в 6000 км, поскольку мотор будет работать на другой мощности, не заложенной инженерами на стадии проектирования. Прекратите слушать тех, кто орет, что масло можно менять вообще раз в 13.000 км. и не заморачиваться.

К самому маслу нужно предъявлять повышенные требования, лить только нормальное, не экономя, и банально избегая подделок.

Чаще меняйте уплотнительные кольца на поршнях, да, по времени это будет затратно, но сэкономит огромные деньги в будущем. Именно замена избавит от проблем их люфта и повышенного износа.

Эти 2-е нехитрых манипуляции, позволят уберечь сам Ванос, да и двигатель от потери ресурса. К примеру, сам ВАНОС, стоит в районе $1000 (если берем новый, оригинальный). При варианте покупки с разборки на четверть цены, не рассчитывайте на его идеальное состояние, все касяки вскроются очень быстро.

Покупайте только оригинальные рем. комплекты, не ведитесь на китайские или другие аналоги. Средняя цена рем. комплекта - $60

При грамотном обслуживании, система может спокойно пройти 500.000 км. А неразумная экономия, снизит эту цифру до 300.000 км. Если все установлено правильно, с использованием живых элементов, то система даже на аварийной стадии поломки, будет работать на максимум своего ресурса, это фишка всего концерна BMW, по крайней мере старой школы.

 

 

Признаки поломки

  • до 3000 оборотов, нормальная динамика будет отсутствовать, до этой отметки, она будет неравномерной;
  • Холостые обороты будут плавать;
  • Расход топлива повысится;
  • Появится лишний шум при работе мотора;
  • В холод, пуск двигателя будет затруднительным.